Воткинский музыкально — педагогический колледж

В 1963 году, в Воткинске открылся музыкальный педагогический колледж, тогда он был еще училищем. Но для начала начну с того, как возникло музыкальное искусство в России. Зарождение различных танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. Точно установить время появления плясок очень трудно. Так, старинные изображения пляшущих людей – литые серебряные фигурки – найдены в одном из кладов на Киевщине. Ученые считают, что они были сделаны в VI веке н.э. В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Об этом свидетельствуют такие выражения, как «играть песню», «ходить песню», «водить песню». Связь танца и песни во все времена придавала русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть и содержательность. В своих записках ученый и писатель XVIII века Якоб Штелин, немец по происхождению, но живший в России, отмечал: «Во всем государстве среди простого народа издавна существует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы. Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой – подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской».

Древнейшими народными плясками на Руси были пляски – игры, отображающие трудовые процессы. Обычно их исполняли в то время года, когда производились те или иные сельскохозяйственные работы. Часто вместе с трудовыми танцами исполнялись и любовные. Например, пляска – игра «А мы просто сеяли, сеяли» имела форму вокально – танцевального диалога. В ней изображался процесс сеяния проса, а солисты одновременно передавали в танце выбор и похищение невесты. Пляска – игра объединяла обряд, связанный с пахотой и севом, и обряд сватовства и выдачи девушек замуж.

В древние времена были также пляски охотничьи, военные, религиозно-культовые, возникновение которых связано с поклонением какому-либо божеству, чаще всего солнцу. Пробуждение природы от зимнего сна славяне изображали в плясках и играх весеннего праздника «семик», или как его еще называли «русалии». Во время этого праздника юноши и девушки водили хороводы вокруг березки, прыгали через костры, гадали, устраивали поминки на могилах родственников. Праздник «семик» увековечил в  своем произведении композитор Степан Давыдов. В 1815 году на сценах московского и петербургского театров шел его дивертисмент «Семик, или Гулянье в Марьиной роще».

В день летнего солнцестояния, 23 июня, был праздник Ивана Купалы. Молодежь прыгала через костры, пускала венки по реке, водили хороводы. Осенью, как правило, славили плодородную землю, справляли «обжинки», а в период зимнего солнцестояния – святки. На святках ряженые исполняли гротесковые, сатирические и комические танцы. За святками тоже с плясками, песнями и хороводами праздновали масленицу.

Праздник Ивана Купалы

Каждое событие в жизни человека – свадьба, рождение младенца и даже похороны – сопровождались плясками. Это так называемые обрядовые и бытовые пляски. Из них особо следует выделить свадебные, поскольку свадьба – большое представление – сопровождалась плясками. В 1781 году в комической опере М. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» были впервые показаны на театральной сцене свадебные песни и пляски.

Самым древним русским народным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод – массовый танец, его рисунок – простой круг, олицетворяющий движение солнца вокруг Земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрывались целые сценки. В шуточных хороводах участникам изображали животных и птиц. В танце – игре «Заинька» юноша наряжался зайцем, вертелся, подпрыгивал, стремился вырваться из круга танцующих. В хороводе «Воробышек» солист должен был точно передать походки молодицы, хромого старика, скупого, пьяного, нищего, купца.

Хоровод

Русские народные пляски были сольными и массовыми. Массовые пляски – это прежде всего пляски – игры, хороводы, а позднее — кадрили, ланцы, шестеры и т.д. Но особенно хороша русская сольная пляска, когда соревнуются двое мужчин в буйном переплясе, танцуют девушка и парень в парном поединке. Девушка в нем кокетливо зазывает, а юноша стремится ответить ей лихостью и удалью. В сольной пляске от танцующего требовалось выразительное исполнение – высокое техническое мастерство и актерское дарование, умение передавать содержание танца зрителю. При этом содержание передавалось обязательно в реалистической, достоверной форме, без условностей и символичности. Пляска имела четкую драматическую основу. Все эти качества в дальнейшем составили главное слагаемое русской национальной танцевальной культуры, русского балетного театра.

Русский народный танец

СКОМОРОХИ —  ПОТЕШНИКИ

Первыми профессиональными исполнителями русского народного танца были скоморохи. В Киевской Руси скоморошество было весьма популярно. В те далекие времена скоморохов считали существами, отмеченными высшим разумом, а искусство их —  служением всевышнему. Поэтому в былинах, например, где говорится о скоморохах, их называют «вещими» и «святыми».

Вначале скоморохи имели в своем репертуаре многие жанры. Но постепенно в соответствии с жанрами, в которых они работали, стали выделяться отдельные группы бахарей-сказителей (сочинителей и рассказчиков сказок и былин), музыкантов – гудошников, медвежатников, певцов, плясунов, глумотворцев (первых сатириков). Они образовывали особые «ватаги», которые бродили по Руси и давали представления, называемые позорищами, то есть зрелищами.

Мастерство исполнения русских плясок скоморохами было довольно высоким. Об этом свидетельствуют пословицы: «Всяк спляшет, да не как скоморох», «Скоморохова жена всегда весела», «Не учи плясать, я и сам скоморох», «Что за веселье без скомороха». Многие из исполнительских приемов, выразительных средств первых плясунов, передаваясь из поколения в поколение, дошли до наших дней: присядки, дроби, верчения и др.

Представление скоморохов

В XVI веке скоморошество на Руси было очень распространено. Скоморохи давали свои представления и в княжеских палатах. Царь Иван Грозный, например, лично принимал участие в их выступлениях, используя искусство глумотворцев (сатириков) в своей борьбе с боярами за утверждение абсолютной власти. Однако уже в XVII веке скоморошество подверглось жестоким гонениям, главным образом со стороны церкви, которая объявила это искусство «бесовским». Вскоре и светская власть стала преследовать скоморохов. При царе Алексее Михайловиче, когда в результате обострения классовых противоречий по всей Руси прошла волна народных выступлений, в которых прямо или косвенно участвовали и скоморохи, была издана специальная грамота, запрещающая скоморошество. Преследования власть имущих подорвали основы скоморошества, и оно, лишенное материальной поддержки, пришло в упадок, начало изживать себя. Только в XVII веке искусство скоморохов снова поднялось, возродилось, но уже в форме балагана, ярмарочного театра. И тем не менее скоморошество еще в своей старой форме сыграло большую роль в развитии русской танцевальной культуры, в сохранении ее национальных корней, в передаче этого искусства последующим поколениям и наконец, в разделении профессиональных танцев на мужской, требующий от исполнителя виртуозности, и женский, изящный, грациозный. Именно искусство плясунов – скоморохов указало путь национального самоопределения русского народно-сценического танца и развития русского балета.

Непосредственными продолжателями скоморошьих представлений были – игрища – короткие народные театральные представления сатирического характера, высмеивающие человеческие пороки, изображающие вечную тему борьбы добра и зла. Основными выразительными средствами игрищ были пляски и пантомима, с помощью которых и передавалось содержание.

Не меньшее значение имел танец и в народной комедии. Народная кукольная комедия сохраняла старинный народный танец, тщательно отбирая и обобщая его движения, складывавшиеся веками. Разновидностью русской народной кукольной комедии, в которой большое место занимал танец, был театр Петрушки. В кукольной петрушечной комедии танцевал и Петрушка, и его жена, и остальные персонажи.

Большой интерес в плане развития профессионального танцевального искусства представляет школьный театр XVII века. Именно в нем наметился переход от народных форм представлений к профессиональному театру. Школьные театры были в Киеве и Смоленске, Полоцке и Твери, Москве и Ярославле, а также в Ростове. В их организации принимали участие ученики духовных семинарий и академий. Основной тематикой школьных спектаклей были евангельские и библейские исторические сюжеты. Между актами школьных представлений включались интермедии. Это были небольшие сценки, близкие к игрищам. В интермедию почти всегда входил танец. Так, в школьной пьесе «Действо об Алексее, божием человеке», изображалась свадьба Алексея, на которой исполнялись украинские народные танцы.

Театр Петрушки

Развитие искусства танца в скоморошьих представлениях и в таких формах народного театра, как игрища, народная комедия, кукольная комедия, театр Петрушки и школьный давало возможность сохранить русский народный танец своеобразным и красочным, виртуозным и удивительно выразительным. Хочется подчеркнуть огромное значение искусства танца в общественной жизни. Он воспитывает зрителя, закладывает эстетические основы нравственности и красоты, чувства патриотизма и гражданственности. Путь развития музыкального искусства в России, а в частности Удмуртии, был долгим и сложным…

Об этом помнят и воткинские старожилы. Они помнят, как неожиданно зазвучал музыкой старый дом в центре города. Здесь, в 1963 году, открылось музыкальное педагогическое училище, которое разместилось в здании бывшей семилетней школы на улице Кирова. А вернее сказать, оно было переведено из Сарапула в Воткинск. Два выпуска музыкального отделения решили кадровый «голод» в городе на Каме, а Воткинск остро нуждался в учителях пения. Небольшая группа молодых музыкантов приехала из Сарапула в Воткинск, привезя с собой скромное «наследство» из родного города: 8 пианино, несколько стареньких баянов, набор народных инструментов для оркестра низкого качества, а вся учебная и методическая литература умещалась в обычном книжном шкафу. Все преподаватели получили квартиры в одном доме, в народе его так и назвали «музыкальный дом».

1 сентября провели короткое собрание коллектива, а затем все учащиеся и часть педагогов выехали на сельхозработы в Тыловайский район. Учебный год в Воткинске начали в основном преподаватели сарапульского училища: Любовь Николаевна Мочагина, Людмила Петровна Алексеева, Алла Александровна Брысова, Аркадий Тимофеевич Наумов, Зоя Михайловна Губарькова, Елена Васильевна Белоусова, Иван Федорович Панюхин, Искра Федоровна Петрова, Галина Родионовна Красноперова, Герман Александрович Петров, Владимир Ильич Красноперов, Анатолий Павлович Кустов, Виктор Петрович Дик. Оставшиеся преподаватели занялись оборудованием классов, собирали по школам мебель. Вернувшись через месяц, будущие музыканты были удивлены увиденным: в классах парты разного размера и конструкций, со скамейками разной длины, со спинками и без них, а цветовая гамма просто не поддавалась ни какому описанию. Много сил отдали обустройству быта первые директора училища Н.Н. Коробейникова, А.В. Глазырина, М.В. Дерябин, и их заместители А.Т. Наумов, Н.А. Филиппова, В.Н. Красноперов, В.П. Медведева (Беззванова). Но коллектив учителей и учащихся был молодым и сплоченным, которому все было по силам. По силам было, и дать концерт, посвященный 46 –й годовщине Октября, на котором выступили почти все учителя и лучшие учащиеся, предоставив зрителям разнообразные музыкальные жанры. Появление коллектива музыкантов – педагогов совпало с проведением первых фестивалей П.И. Чайковского. Они много сделали для пропаганды творчества нашего великого земляка и для музыкального просвещения горожан, выступая в школах и детских садах, перед родителями и учащимися с лекциями – концертами.

Зоя Михайловна Милюкова

В 1973 году на пост директора училища заступила Зоя Михайловна Милюкова. Талантливая, безгранично преданная своему любимому делу, она добилась строительства нового здания по экспериментальному проекту. И уже в 1979 году музыкально- педагогическое училище отметило новоселье, имея два концертных зала, хоровой класс, библиотеку с читальным залом, столовую, все необходимые средства для обучения: два концертных рояля, 80 фортепиано, баяны, аккордеоны, телевизоры, акустику и мебель.

В 1987 году в училище открыто дошкольное отделение. Были приглашены самые лучшие специалисты города. Г.Г. Васильева, Н.А. Галлямова, О.В. Петрыкина, А.Е. Анкудинова, Т.В. Дьячкова, А.А. Исаева, Н.А. Васильева. Заведующая отделением на момент написания статьи – Анисимова Лариса Александровна.

В далеком 1992 году в училище было открыто иностранное отделение, но сейчас на данное отделение набор студентов не ведется. Но и, тем не менее, 254 молодых учителя из девяти выпусков нашли себя в школах и других учебных заведениях.

В 1995 году музыкально-педагогическое училище стало педагогическим колледжем. Теперь здесь обучают музыкальному и дошкольному образованию, а также педагогике дополнительного образования. В колледже работают 70 преподавателей. Ежегодно в колледж поступает до 100 абитуриентов. Будущие студенты будут сочетать свою учебу с работой в кружках и клубах. Также в колледже создано научное общество, в котором студенты проводят эксперименты и исследования, защищают свои рефераты и доклады на студенческих научных конференциях. Студенты с удовольствием занимаются в клубе «Удмуртия». На базе клуба существует ансамбль крезистов «Сайкан», руководит которым отличник просвещения, заслуженный работник народного просвещения УР С.С. Трофимов. Также студенты занимаются в ансамблях танца и вокала, в студиях звукозаписи и декоративно-прикладного искусства, в спортивных секциях и во многих других кружках, секциях, клубах и студиях.

Автор блога
«Воткинский бестселлер»

Комментировать